Задание к уроку по предмету "родной язык" на 30 сентября 2019 года
Дата публикации: 24.09.2019
Прочитайте отрывок из рассказа Е.И.Носова "Маслая родина" и подумайте, о чем он. Какое ключевое слово русской культуры использовано в тексте? Выполните письменно задания после текста.
(1)Вот пишут: малая родина... (2)Что же это такое? (3)Где ее границы? (4)Откуда и докуда она простирается?
(5)По-моему, малая родина — это окоём нашего детства.(6) Иными словами,
то, что способно объять мальчишеское око. (7)И что жаждет вместить в
себя чистая, распахнутая душа. (8)Где эта душа впервые удивилась,
обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга.(9) И где впервые
огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.
(10)Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный
магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком
посидеть в кабине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки,
блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство
сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе
постукивает деревянная колотушка, гремит тяжелой цепью рыжий репьистый
пес. (11)За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся
траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне
заставляют примолкнуть, говорить вполголоса... (12)И вдруг, снова
воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с
блестками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и
взбаламутив воду, майкой начерпать в этом черном киселе чумазых карасей
пополам с пиявками и плавунцами. (13)И вот наконец речушка, петлявая,
увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в
корявую и петлючую неразбериху.(14) И если не жалеть рубах и штанов, то
можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и
обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проемы
буйно бьет вольный кипрей. (15)Здесь тоже не принято говорить громко:
ходит молва, будто и теперь еще в омуте обретается мельничный водяной,
ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в
кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов.
(16)Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь,
лежит ли тот камень или уже нет его...(17) За рекой — соседняя деревня, и
забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир.(18)
Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше
не попадаться... (19)Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная.
(20)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока
не падет солнце, набегаться, наоткрывать и на-впечатляться до того
предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опаленная
солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать
подхватывает и несет исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником,
отрешенное, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего
сестра милосердия.(21) И видится ему сон, будто взбирается он на самое
высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей,
опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там
дальше, где он еще не бывал? (22)И вдруг что-то ломко хрустит, и он с
остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. (23)Но, как бывает только
во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки,
подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит,
плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого
восторга. (24)Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас
крыльями вдохновения.
(Евгений Иванович Носов)
Найдите устаревшие слова и постарайтесь объяснить их значения, опираясь на контекст.
Какие авторские неологизмы употребляются в тексте? Как вы думаете, для чего они используются?
Какие чувства, на ваш взгляд, хотел передать автор? Что он хотел сказать?
Расскажите, как вы понимаете словосочетание "малая родина". Как вы думаете, а какой синонимический ряд ключевых слов русской культуры его можно включить?